1. Общие положения
Педагог-наставник – квалифицированный педагог, осуществляющий специальную работу с молодыми педагогами или с педагогами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы (в дальнейшем – подопечных), направленную на их адаптацию в образовательной организации, накопление ими педагогического опыта, повышение их профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в образовательной организации.
Настоящий стандарт определяет цели, функции педагога-наставника, состав реализуемых им действий, требования к его знаниям и умениям.
2. Цель деятельности педагога-наставника – создание условий, необходимых для:
- ускорения адаптации подопечных к условиям образовательной организации, осознания себя полноправным членом педагогического коллектива;
- формирования позитивного эмоционального восприятия подопечными своей профессиональной деятельности;
- ускорения накопления ими профессионального опыта;
- осознания подопечными актуальных направлений своего профессионального развития;
- освоения подопечными новых методов профессиональной деятельности.
3. Функции педагога-наставника
3.1. В своей деятельности педагог наставник реализует следующие функции:
- адаптационная
- консультационная
- контрольно-оценочная
- аналитическая
- координационная
- развивающая
3.2. Реализация адаптационной функции направлена на обеспечение успешного вхождения подопечными в педагогический коллектив образовательной организации, ознакомление их с ее организационной культурой, с нормативно-правовой и материально-технической базой деятельности, выявление ситуаций социально-психологического дискомфорта у подопечных и содействие устранению их причин.
3.3. Реализация консультационной функции призвана содействовать ускорению накопления подопечными опыта профессиональной деятельности, формированию умений взаимодействовать с родителями или замещающими их лицами, выработке решений в проблемных ситуациях, снятию у подопечных психологических напряжений.
3.4. Реализация контрольно-оценочной функции призвана обеспечивать:
- мониторинг педагогической деятельности подопечных, выявление в ней недостатков и позитивных изменений;
- мониторинг реализации планов саморазвития подопечных.
3.5. Реализация аналитической функции направлена на:
- выделение ключевых компонентов в предметно-практической деятельности подопечных и связей между ними;
- установление причинно-следственных связей между компонентами предметно-практической деятельности подопечных и её результатами.
3.6. Реализация координационной функции призвана содействовать координации деятельности педагогов в процессе разработки и реализации образовательных программ с образовательно-педагогической деятельностью коллектива учреждения.
3.7. Реализация развивающей функции направлена на:
- формирование у подопечных понимания актуальных потребностей своего профессионального и общего саморазвития;
- совместную разработку с подопечными планов их саморазвития;
- помощь в освоении подопечными новых методов профессиональной деятельности.
4. Действия педагога-наставника при реализации его функций
Реализуемая функция |
Выполняемые действия |
Адаптационная |
Изучение личного дела подопечного |
Проведение беседы с подопечным с целью выявления его психологических особенностей, ожиданий, самооценки. |
|
Ознакомление подопечных с образовательным учреждением, его нормативно-правовой и материально технической базой, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности, расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений. |
|
Ознакомление подопечных с педагогическим коллективом, традициями образовательного учреждения, неформальными нормами взаимоотношений в коллективе |
|
Содействие в создании необходимых условий для работы подопечных |
|
Анализ процесса адаптации подопечных в образовательной организации, выявление затруднений в адаптации подопечных и разработка предложений руководству образовательной организации по ее улучшению |
|
Консультационная |
Консультирование подопечных по вопросам ведения учебной документации |
Оказание помощи подопечным в разработке тематических и поурочных планов |
|
Сопровождение подготовки подопечных к занятиям, оказание помощи в подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий |
|
Посещение занятий, проводимых подопечными, их обсуждение и совместная разработка способов устранения выявленных недостатков |
|
Разбор совместно с подопечными проблемных ситуаций и способов их разрешения |
|
Консультирование подопечных по вопросам работы с родителями или замещающими их лицами |
|
Консультирование подопечных по вопросам работы с детьми с девиантным поведением |
|
Консультирование подопечных по вопросам работы с отстающими детьми |
|
Анализ процесса становления профессионального мастерства подопечных, выявление затруднений в накоплении им опыта профессиональной деятельности, их причин и разработка способов их устранения. |
|
Контрольно-оценочная
|
Мониторинг реализации подопечными тематического плана |
Контроль реализации подопечными планов проведения занятий |
|
Оценка взаимодействия подопечных с учащимися в ходе проведения занятий |
|
Совместная с подопечными оценка проведенных им занятий |
|
Совместная оценка с подопечными результатов освоения учащимися учебной программы |
|
Контроль и оценка проведения подопечными внеклассных мероприятий |
|
Контроль и оценка взаимодействия подопечных с родителями или замещающими их лицами |
|
Аналитическая |
Детальный разбор предметно-практической деятельности подопечных в процессе реализации образовательных программ |
Выделение и систематизация успешных практик предметно-практической деятельности |
|
Выделение и систематизация ошибок в деятельности подопечных и их детальный разбор |
|
Выделение способов устранения и исправления ошибок |
|
Совместная разработка способов действий к избеганию ошибок в предметно-практической деятельности |
|
Координационная |
Синхронизация действий подопечных и их коллег при разработке образовательных программ |
Содействие деятельности подопечных при реализации образовательной программы |
|
|
Содействие включению подопечных в единый образовательных процесс организации |
Развивающая |
Анализ недостатков в уровне подготовки подопечных к профессиональной деятельности |
Оказание помощи в осмыслении подопечными актуальных потребностей своего профессионального развития |
|
Совместная разработка с подопечными планов их саморазвития |
|
Разработка рекомендаций подопечным по улучшению их теоретической подготовки и освоению новых методов профессиональной деятельности |
|
Обучение подопечных методам педагогической деятельности |
|
Анализ процесса развития подопечных как субъектов образовательной деятельности |
|
Оказание помощи подопечным в анализе своего развития |
5. Требования к педагогу-наставнику (стаж, степень, звание, собственные публикации, опыт такой работы)
5.1. Педагогом-наставником может быть квалифицированный педагог, систематически повышающий свою квалификацию, дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.
5.2. Педагог-наставник должен обладать всеми знаниями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен знать:
- требования нормативных правовых и иных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- нормативные акты образовательной организации, регламентирующие осуществление наставничества в ней;
- факторы, затрудняющие процесс адаптации молодых педагогов в образовательных организациях и факторы, способствующие ускорению адаптации;
- основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при планировании и осуществлении педагогической деятельности;
- основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при организации внеклассной работы;
- основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при работе с родителями или замещающими их лицами;
5.3. Педагог-наставник должен обладать всеми умениями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен уметь:
- планировать наставническую деятельность;
- вести эффективную коммуникацию с подопечными;
- адекватно оценивать уровень готовности подопечных к осуществлению профессиональной деятельности;
- прогнозировать возможные затруднения с адаптацией подопечных к условиям деятельности и осуществлением педагогической деятельности;
- консультировать по различным вопросам осуществления педагогической деятельности;
- оказывать помощь в осуществлении подопечными самоанализа и самооценки, определении актуальных потребностей их развития;
- контролировать и оценивать педагогическую деятельность подопечных и их работу по саморазвитию; готовить отчеты о своей наставнической деятельности