Сегодня интернетом пользуются почти все российские дети 5–11 лет. Таким образом, охват интернетом детской аудитории в нашей стране составляет 93 %. При этом общее число юных пользователей и их родителей, интересующихся детским контентом, составляет около 41 млн человек. К такому заключению пришли авторы доклада «Детский Рунет – 2018». Для составления отчета использовались исследования компании Mediascope, сервиса по аналитике соцсетей Brand Analytics и фонда «Общественное мнение».
Авторы отчета выяснили, что численность аудитории детского контента равна почти трети населения всей России. Ресурсы, предоставляющие контент для детей, посещают около 24,5 млн человек. А если к этому значению добавить такие платформы, как соцсети и видеохостинги, то совокупная аудитория вырастает до 41 млн. Кроме того, российскими ресурсами пользуются и жители зарубежных государств, среди них страны СНГ, Прибалтики, Германия, Израиль, США и другие, где проживает русскоговорящее население.
Нужно отметить, что интернетом пользуются 93 % детей в возрасте 5–11 лет, это почти 5 млн человек. Среди возрастной группы 5–7 лет (2,1 млн человек) в интернет выходят 89 %, а среди 8–11 лет – 97 % (2,74 млн человек).
Результаты опроса показывают высокую, приближающуюся к 100 %, степень проникновения интернета в мир детей. При этом даже в такой узкой группе, как 5–11 лет, прослеживаются разные паттерны поведения. Чем старше ребенок, тем чаще он выходит в Сеть и тем больше времени там проводит. С возрастом также увеличивается время использования интернета детьми самостоятельно, без родительской помощи и родительского контроля. Это связано с появлением собственных интернет-устройств — как правило, смартфонов. Возрастной фактор прослеживается и в контентных предпочтениях детей. Так, дети 8–11 лет, в отличие от самой юной аудитории, намного активнее используют соцсети, слушают музыку, используют интернет для обучения, рассказала Марина Пикулева, директор по специальным исследованиям Mediascope.
Интересно и то, что дети все раньше начинают пользоваться интернетом. Пользователи в возрасте 8–11 лет начинают выходить в Сеть в 6–7 лет, а 5–7-летние – в 4–5 лет. При этом более трети представителей младшей возрастной группы пользуются интернетом самостоятельно, а к 8–11 годам этот показатель возрастает до 55 %. Эти тенденции связаны с развитием технологий и появлением нового поколения родителей, которые пользуются интернетом с детства.
Почти каждый день (6–7 дней в неделю) в Сеть выходят 45 % детей, а к возрасту 8–11 лет их доля вырастает до 54 %. Основным устройством для использования интернета стал смартфон: его используют 67 % аудитории в возрасте 5–11 лет и 74 % – в группе 8–11 лет. Планшет также является популярным средством доступа к Сети – его использование особенно распространено среди самых юных пользователей (5–7 лет). Ноутбуки и стационарные компьютеры не пользуются популярностью у детей, хотя к более старшему возрасту доля их использования доходит до 40 %.
Авторы отчета также узнали, что около 60 % детей имеют собственные гаджеты. Среди старшей возрастной группы 8–11 лет этот показатель достигает 74 %, но среди малышей значительно ниже — 44 %. Хотя родители полагают, что большинство детей чаще всего выходят в интернет из дома, исследование показывает, что почти 41 % детей пользуется интернетом вне дома.
Несмотря на то, что потребление контента в Сети с возрастом меняется, подавляющее большинство обеих возрастных групп смотрит кино, мультфильмы и развлекательные программы в интернете. С возрастом аудитория начинает больше времени уделять учебному контенту (83 %), видеоблогам (78 %), социальным сетям (55 %) и онлайн-играм (74 %).
Главным трендом 2018 года стал рост популярности мобильных социальных платформ Like.video (доля авторов младше 18 лет – более 70 %) и TikTok (доля авторов младше 18 лет – более 40 %). Свое предпочтение молодежь отдает игровой тематике: платформам и стриминговым сервисам (warface.team, steamcommunity.com, discord.gg).
Несмотря на то, что контент «ВК» – самый популярный у молодежи, Facebook она цитирует всего лишь в полтора раза меньше. Хотя активных пользователей в Facebook меньше, чем в «ВК», в 18 раз. Но главный тренд – это «азиатские мотивы» и в контенте, которым интересуется молодежь, и в платформах для общения, которые она выбирает себе «на будущее». Достаточно вспомнить первую позицию по вовлеченности в российском твиттере фан-клуба BTS (южнокорейская группа, жанр K-pop), а также взрывной рост использования российской молодежью таких социальных видеоплатформ, как Like.video и TikTok, созданных в Сингапуре и Китае, отмечает Василий Черный, коммерческий директор Brand Analytics.
Кроме всего вышеперечисленного, авторам исследования удалось выяснить, что родители уделяют внимание безопасности детей в Сети. Почти четверть опрошенных использует дополнительные средства для безопасного поиска в интернете в дополнение к антивирусу. Этот показатель за последние три года вырос с 5 % до 23 %. Также становится популярным «детский интернет» (услуга, предоставляемая провайдерами): им пользуются 12 %. Главная причина – появление более продвинутых родителей и широкая популяризация интернет-безопасности.